ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
 
 

Бакэмоно

Энциклопедия Японии -> Б-б: глоссарий

БАКЭМОНО — сверхъестественные существа японской мифологии. На бытовом уровне слово понимается как «оборотень», однако в научной литературе им обозначается совокупность всех демонических существ японского фольклора и народных верований.

Сегодня японцы называют героев своей народной демонологии тремя терминами: «ёкай», «юрэй» и «о-бакэ».

Первый, имеющий значение «привидение», «призрак», на самом деле понимается как «нечто странное и чудесное».

Ёкай — существа вполне материальные и антропоморфные, хотя их облик чаще всего необычен, более того, именно в этой необычности и заключена особая притягательность ёкай. Неординарность их внешнего вида удивляет и озадачивает: например, у ёкай, обитающего на обочине дороги, только один глаз, а у рокурокуби шея такая длинная, что создается впечатление, будто голова держится на длинном шнурке и существует почти автономно от тела.

Все ёкай обитают в строго определенных местах: одни из них живут в реках и никогда не перебираются в море; другие ждут запоздалых путников на горной тропинке и никогда не приближаются к человеческому жилью. Ёкай не ищут встречи с человеком нарочно, они как бы живут своей собственной жизнью, в которую вдруг, случайно вторгается человек. Именно поэтому встреча с неведомым носит в японском фольклоре случайный, незапланированный характер.

Исходя из места обитания, всех японских ёкай можно разделить на шесть групп:

1. В горах обитают летающие демоны тэнгу и ведьма ямамба;

2. На обочине дорог — одноглазый итимэ кодзо и гигантское чудище — микоси нюдо;

3. В доме живут домовой — дзасики-вараси и хранитель амбара — кура бокко;

4. В море обитают корабль-призрак — фунаюрэй и появляющаяся на морском берегу в женском обличье исоонна;

5. К речным ёкай относится водяной каппа; ёкай непроточных вод — нуси;

6. Среди передвигающихся, постоянно меняющих свое местонахождение особенно выделяется лошадь без головы — кубикирэума.

Другая группа демонологических персонажей — привидения юрэй — имеет единое происхождение и облик, поскольку это духи умерших. Их цель — появиться перед здравствующим человеком и в той или иной степени вступить с ним в контакт.

Согласно синтоизму, души тех, кто умер собственной смертью, сублимируются в духов предков, а тем же, кто принял насильственную смерть, уготована участь стать юрэй. Причем интересно, что независимо от того, кем был умерший при жизни — мужчиной или женщиной, юрэй, становясь своего рода символом неприкаянной души, является в этот мир в женском обличье.

Японские привидения не привязаны к конкретному месту обитания. Особый интерес юрэй испытывают к заброшенным домам, старым храмам, полуразрушенным горным лачужкам, где и поджидают запоздалого путника. В отличие от ёкай, как правило, незадачливых, простодушных, легковерных, хотя, бывает, и зловредных, юрэй нередко являются персонажами по-настоящему страшных сказок. Иногда уже сам их облик приводит героя в ужас, ведь у привидения в женском обличье вместо лица может оказаться полупрозрачный шар с одним глазом на подбородке, а то и без глаза вовсе, или вдруг, грациозно взмахнув рукавом, неизвестная красавица оголит свой локоть, а с него будут смотреть, не моргая, целых два или три глаза.

Третья группа сверхъестественных существ (о-бакэ) представлена в основном двумя персонажами — животными-оборотнями лисицей и барсуком.

Образ лисы-оборотня был заимствован японцами из китайской традиции, где издавна существовал культ лисы. Первоначально лиса-оборотень считалась исключительно демонической силой. Она могла принимать человеческий облик, приближаться к людям и даже жить среди них, насылая порчу и болезнь. Распознать в человеке лису мог часто только даос, хотя оборотень нередко стремился принять и его облик. Однако позднее лиса стала восприниматься как существо, находящее удовольствие в том, чтобы обманывать, жадное и не приносящее необоснованного вреда.

Другой фольклорный персонаж — барсук-тануки (на самом деле речь идет о енотовидной собаке, однако традиционно в нашей литературе слово «тануки» переводится как «барсук»), умеющий превращаться в самые разные предметы: ношеную обувь, старый котелок и даже в луну на сосновой ветке.

Японские лисы любят превращаться в молоденьких девушек, однако зачастую их цель — не вступление в связь с человеком, а исключительно сиюминутная выгода: чтоб подвезли на лошади, чтоб удалось стащить рыбки и полакомиться вдоволь, а порой и чтобы подурачить запоздалого путника. Особенно достается от лис тем, кто словом или поступком позволил себе усомниться в лисьей силе или заявил во всеуслышание, что может справиться с лисой.

Лисы — большие мастера превращаться и в родственников своих жертв. Однако, как правило, домочадцы быстро обнаруживают подлог, и лиса оказывается пленницей людей. Правда, финал подобного рода историй в большинстве случаев благополучный — лису отпускают, взяв с нее слово больше не появляться в этих местах. Существовало несколько способов избавления от лисьей мороки. Самыми действенными считались прочтение буддийской молитвы и посыпание солью. Соль следовало сыпать вокруг обмороченного, приговаривая: «Уходи, оборотень, прочь!» Удостовериться, оборотень перед вами или нет, можно было с помощью огня. Если огонь подносили слишком близко, лиса тут же принимала свой истинный облик. То же самое случалось с ней и в глубоком сне.

Особняком в системе японских сверхъестественных существ стоят черти — оґни, которых можно встретить в лесу, на горе, у реки, в море, а также около человеческого жилья. Считалось, правда, что оґни в большинстве случаев обитают в двух местах: в преисподней и на особом острове, затерянном в океане и известном как Они-га дзима — Остров Чертей. Появление оґни в народном искусстве и фольклоре Японии напрямую связано с проникновением буддизма и буддийскими представлениями о рае и аде. оґни воспринимались как посланники хозяина преисподней — Великого князя Эмма (санскр. Яма). Именно поэтому их появление в представлении японцев было связано с огромной, объятой огнем повозкой, на которой черти мчатся за душами почивших недобрых людей. оґни — великаны, обладающие невероятной силой и громовым голосом. Главная отличительная черта их внешности — цвет кожи: красный, синий, желтый и т.д. У них плоские лица и огромный рот до ушей. На голове — один или два рога. Нередко на лбу красуется третий глаз. оґни — трехпалы, причем у них по три пальца не только на руках, но и на ногах. В некоторых случаях вместо пальцев торчат огромные гвозди. оґни почти раздеты. Единственная их одежда — набедренная повязка из шкуры тигра или тряпичная — фундоси. В руках — железный прут, заостренный на конце. В японском фольклоре об оґни сложилось двоякое представление. С одной стороны, черти — самые коварные герои сказок, с другой — самые глупые и комичные. Их легче, чем кого-либо, обвести вокруг пальца, наказать и, несмотря на их силу, заставить повиноваться. оґни не лишены представлений о долге и умеют держать слово. оґни охотно идут на контакт с людьми, желая проверить их смелость и силу духа. Многие из чертей имеют свои собственные имена, что придает им большую уверенность и ощущение близости к человеку.  

Они - японские черти. Окимоно. XIX в.


Copyright © "ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ"

21.12.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Сайт Cult Line участник Topsites Japan проголосуйте за нас

Vote for us at Topsites Japan!
 
 
 



История Японии и ее эпохи

О Японии || История Японии и ее эпохи

    22.10.2005 00:04:46
    Доисторическая Япония как она есть ( просмотров - 5258 )
    Японцы всегда интересовались собственными древностями. Подтверждением этому может служить обилие исторических сочинений, появлявшихся в Японии по крайней мере с VIII в. Этот интерес достаточно рано проявился и по отношению к артефактам, представлявших собой предмет коллекционирования.
    22.10.2005 11:42:29
    Яёй - Бронзово-железный век Японии ( просмотров - 1918 )
    В 1884 г. в районе Токио под названием Яёй-мати был найден сосуд, который позже был идентифицирован, как принадлежащий эпохе, пришедшей на смену Дзёмон. Приблизительно с 1896 г. понятие «керамика типа Яёй» прочно вошло в научный оборот.

    Архив "О Японии"


   

Искусство Японии, литература и религии Востока на СД:

Электронное издательство DirectMedia Publishing


 
 
 
 
Интересные ресурсы о странах и искусстве:


  • Альманах - Тайланд, Лаос, Камбоджа, Малайзия
  • Музеи мира - искусство, великие художники
  • Древние цивилизации - Семь чудес света
    Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

    Лучший сайт о Японии

    Показать результаты голосования

    Вечный двигатель...
    Японские жк телевизоры и акустика
  •  
       
     
     
     
     
       
    Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
    Формат банера 88x31
    Формат банера 88x31
    Текстовая ссылка:

    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Япония - сообщество любителей японской культуры