|
Кобори Энсю
Энциклопедия Японии
->
К - к: глоссарий
КОБОРИ Энсю (1579–1647) — один из крупнейших японских архитекторов, садоводов, художников-керамистов и мастеров чайной церемонии.
Благодаря своим разносторонним художественным талантам Энсю вошел в историю японского искусства как создатель чайных садов и павильонов и как автор превосходной посуды, предназначенной для чайной церемонии.
Развитию дарования Энсю способствовали превосходное образование и тонкий вкус, основанный на понимании философского значения искусства в жизни человека. Поэтому все его произведения носят печать утонченности и изысканности.
Основную часть жизни Кобори Энсю провел в Киото на острове Хонсю. Его отец был вассалом клана Токугава, завершившего в 1600 г. объединение Японии. Наследственная традиция сделала и Энсю верным сторонником этого клана, будучи вассалом Токугава, Кобори Масакадза в 27 лет был назначен даймё (князем) княжества Тотоми. Иероглифы, составляющие название княжества, могут читаться как Энсю, таким образом, полное имя, под которым известен художник Кобори Энсю, представляет собой сокращенную формулу родовой фамилии и титула.
Княжество Тотоми не было слишком большим, и Энсю не принадлежал к богатейшей верхушке японских феодалов, однако доход от риса, выращиваемого на плантациях Энсю, позволил художнику получить первоклассное образование. Еще в ранней юности Кобори начал изучать философию, каллиграфию, живопись, керамику и архитектуру. Став князем, он продолжил свое образование. Многие годы учился Энсю чайному этикету у знаменитого мастера Фуруто Орибэ, а затем, приняв имя Сохо, основал собственную школу, вошедшую в историю чайной церемонии как Энсю-рю. Наряду с Фуруто Орибэ и мастером Сэн-но Рикю он считается крупнейшим специалистом чайного этикета в средневековой Японии. Не было ему равных и в искусстве садоводства — до сих пор сады, разбитые Кобори, считаются лучшими. То же самое можно смело сказать относительно чайной посуды — это подлинные образцы высокохудожественной керамики, применяемой специально для чайной церемонии.
Энсю вообще был удивительно гармоничным человеком: высокий интеллект сочетался в нем не только с творческими способностями, но и с талантом административного толка. Помимо управления княжеством Тотоми, Кобори Энсю возглавлял также и городское управление Фусими в городе Киото. Назначенный на этот пост в 1623 г., он сохранял его за собою в течение 24 лет. К тому же на Кобори было возложено и руководство работами по возведению крепостных и гражданских сооружений. Благодаря его неустанному надзору и контролю были выстроены замки в Нидзё и Осаке, дворец в Киото, многие здания в Эдо, куда Энсю переехал незадолго до смерти. Под конец жизни он с грустью признался своему другу, настоятелю храма Контиин, что очень устал от подобных дел и мечтает все свое время посвятить только творчеству. Но этот замысел остался неосуществленным. Однако, несмотря на занятость государственной службой, Энсю пользовался славой великого художника. В заказчиках у него не было недостатка.
С именем Кобори Энсю связывают многие сады и чайные павильоны: Кацура, Сэнто, Кохоан, Рюкоин, Нандзэндзи, Контиин, Кодайдзи, Тёнан и др. Художник работал в рамках канонического построения чайного сада: сад позволял гостям при продвижении через него видеть сменяющиеся картины природы, фиксированные каким-либо предметом: одиноко стоящим деревом, камнем, фонарем. Павильон традиционно был удален от шума житейской суеты, напоминая своей конструкцией простую рыбацкую хижину. Ландшафт нередко создавался искусственно, так что выделенные садоводом предметы (дерево, каменная глыба) в зависимости от времени года выглядели по-новому. Погода, освещение, сезон должны были придавать особую неповторимость саду, помогая природе говорить с человеком о быстротечности времени, навевая то или иное, но всегда тщательно продуманное художником настроение. В саду Кобори выбирал, как правило, несколько акцентируемых им точек, не нарушая этим общего принципа гармоничного сочетания естественности и красоты.
Так, например, его Павильон восьми окон в комплексе Дайтокудзин имеет маленький камерный сад, композиционное пространство которого ритмически организовано красивой дорожкой — смысловой доминантой сада. Сад же Бодзэн храма Кохоан способствует развитию ассоциативного мышления: он навевает воспоминания о красоте знаменитого в Японии озера Бива, деревья в этом саду очертаниями похожи на силуэты плывущих в море кораблей.
Copyright © "ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ"
24.12.2006
Комментарии
Добавить комментарий
Сайт Cult Line участник Topsites Japan проголосуйте за нас
|
|