ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
 
 

Куклы

Энциклопедия Японии -> К - к: глоссарий

КУКЛЫ (нингё) в Японии — не просто детская забава, а в первую очередь предметы для рассматривания, для любования. Они часто имеют религиозное и даже мистическое значение.

В древней Японии куклы были не игрушками, а символическими изображениями богов или людей. Само слово «нингё» пишется двумя иероглифами, которые дословно переводятся как «образ человека». Японцы очень верят в кукол, в их способность приносить людям добро, отвращать злые силы, болезни и стихийные бедствия, оберегать мир и покой в доме.

Своими корнями искусство изготовления декоративных кукол, их почитание уходят в глубокую древность. В знаменитой книге «Записки у изголовья» придворной дамы Сэй Сёнагон, жившей в Х в., говорится о том, что одна дама «изготовила в подарок императору несколько красивых кукол наподобие придворных пажей. Ростом в пять вершков, они были наряжены в парадные одежды, волосы расчесаны на прямой пробор и закручены локонами на висках. Написав на каждой кукле ее имя, она преподнесла их императору».

Возможно, эти куклы являются далекими предшественницами тех, что появились позже в связи с праздниками девочек и мальчиков. Интересно, что отмечающийся на протяжении столетий в 3-й день 3-го месяца по лунному календарю (сейчас — 3 марта) Праздник девочек имел несколько названий, из которых в наше время обычно употребляется одно — Хина мацури (Праздник кукол). В древности в этот день совершался ритуал избавления от болезней и несчастий, для чего из бумаги делали небольших кукол, мальчиков и девочек, затем на эти фигурки шаманы «переносили» зло и беды, и их отправляли в плавание по ручьям и рекам, сжигали или зарывали в землю. Это был магический обряд для сохранения здоровья ребенка.

Вначале куклы были бумажными, затем их стали делать из глины, из дерева и уже не выбрасывали, а хранили дома, размещая на полках. Первоначально праздник отмечался только при дворе и среди воинского сословия, но вскоре быстро распространился и в народе. А национальным Хина мацури стал в ХVIII в. и своей популярностью во многом обязан сёгуну из династии Токугава — Ёсимунэ, у которого было много дочерей. Тогда же добавился обычай устраивать в этот день в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, изображавших жизнь императорского двора. Эта традиция сохраняется и в наши дни: на верхних ступенях специальной подставки усаживают самых дорогих и красивых кукол — дайрисама (буквально — «господин заместитель»), изображающих императора и императрицу в сверкающих парчовых нарядах. Ступеньками ниже, в соответствии с титулами и рангами, располагают всю придворную челядь. Сама лесенка украшается фонариками, миниатюрными деревцами с бумажными фестонами, изящной игрушечной мебелью и утварью. Главные куклы выставки обязательно должны быть парными, символизировать мужчину и женщину. И сейчас, добавляя к традиционному набору кукол что-либо современное, вроде изображений актрис или бейсболистов, их ставят всегда в паре, причем мужская фигурка по традиции устанавливается справа от женской.

Такие куклы для выставки — лучший подарок семье, где рождается девочка. Подчас это настоящие произведения искусства, передающиеся из поколения в поколение, очень дорогие, поскольку делаются вручную, из дорогих материалов, а секреты изготовления многие мастера и их семьи держат в тайне. Иногда набор кукол и принадлежностей является значительной частью приданого невесты и становится одной из самых дорогих семейных реликвий, с которой можно расстаться лишь в самую трудную минуту жизни. Выставленные 3 марта куклы красуются примерно месяц, а затем бережно упаковываются и убираются до следующего года.

А в Праздник мальчиков (Танго но сёкку — 5 мая) в домах, где подрастают сыновья, выставляются миниатюрные доспехи и фигурки воинов в богатых одеждах, и родители возносят молитвы, чтобы сыновья росли сильными и здоровыми. Все куклы имеют свое лицо и характер, с каждой связана история, иногда героическая, а порой юмористическая. Таковы, например, фигурка доблестного императора Дзимму, покорявшего врагов светом от золотого коршуна, сидящего на конце его лука, или изображение храброго воина из клана Курода, получившего копье в награду за подвиг — он выпил до дна огромную чашу сакэ. Очень любят японцы кукольные изображения мальчика-персика Момотаро, юного воина Кинтаро, обладавшего удивительной силой, и других героев легенд и сказок.

С историей и культурой страны связаны и другие куклы, которые в качестве украшений можно встретить во многих японских домах. Среди них персонажи театров Но и Кабуки, придворные дамы утонченной эпохи Хэйан (VIII–ХII вв.), наряженные в церемониальные костюмы «дзюни хитоэ» (платье в 12 слоев), вельможа, напоминающий знаменитого поэта и ученого IХ в. Митидзанэ, любившего сливовые деревья…

Многие уникальные традиции куклоделания в Японии лелеют и сохраняют до сих пор. Например, над знаменитыми куклами Кимэкоми трудится целая бригада: сначала мастер делает из дерева голову и туловище, потом костюмер наряжает куклу в нарядное кимоно, а еще один художник вытачивает руки и ноги. Процесс изготовления долог и сложен, зато в результате получается настоящее произведение искусства. Кстати, куклы в Японии приобрели статус своеобразного вида искусства, превратились в отдельный жанр декоративно-прикладного творчества. Выставки кукол стали своеобразной формой соревнования мастеров, лучшие из которых удостоены высшего в Японии титула «Живое национальное сокровище».

Японские куклы часто путешествуют по миру: без них не обходится практически ни один Фестиваль японской культуры в России. В последние годы замечательные выставки японских кукол смогли увидеть жители не только столиц, но и небольших городков, нередко прежде «закрытых». Эти удивительные творения японских мастеров могут очень многое поведать зарубежным зрителям о своем народе, его истории и характере, ответить на вопрос, почему же взрослые японцы так любят играть в куклы.

Куклы - уникальное явление японского декоративно-прикладного искусства


Copyright © "ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ"

24.12.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Сайт Cult Line участник Topsites Japan проголосуйте за нас

 
 
 



История Японии и ее эпохи

О Японии || История Японии и ее эпохи

    22.10.2005 00:04:46
    Доисторическая Япония как она есть ( просмотров - 5258 )
    Японцы всегда интересовались собственными древностями. Подтверждением этому может служить обилие исторических сочинений, появлявшихся в Японии по крайней мере с VIII в. Этот интерес достаточно рано проявился и по отношению к артефактам, представлявших собой предмет коллекционирования.
    22.10.2005 11:42:29
    Яёй - Бронзово-железный век Японии ( просмотров - 1918 )
    В 1884 г. в районе Токио под названием Яёй-мати был найден сосуд, который позже был идентифицирован, как принадлежащий эпохе, пришедшей на смену Дзёмон. Приблизительно с 1896 г. понятие «керамика типа Яёй» прочно вошло в научный оборот.

    Архив "О Японии"


   

Искусство Японии, литература и религии Востока на СД:

Электронное издательство DirectMedia Publishing


 
 
 
 
Интересные ресурсы о странах и искусстве:



Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

Лучший сайт о Японии

Показать результаты голосования


 
   
 
 
 
 
   
Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
Формат банера 88x31
Формат банера 88x31
Текстовая ссылка:

Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
Япония - сообщество любителей японской культуры