Понятия бонсая
Бонсаи — традиционное искусство выращивания карликовых деревьев. Полагают, что начало «пейзажам в горшках» положил великий китайский поэт и художник Ван Вэй (699—759 гг.), который вырастил в фарфоровом сосуде орхидеи и, чтобы подчеркнуть их изящество, положил вокруг стеблей белые плоские камешки. В дальнейшем вместо цветов стали высаживать и карликовые деревья.
Сам термин «бонсаи» произошел от японского произношения китайских иероглифов «пэньцзай» — «выращивание в горшке». В Японии это направление получило популярность предположительно с XI в.
История искусства бонсаи насчитывает более двух тысячелетий и уходит своими корнями в Китай. Придворные садовники разбивали прекрасные парки и сады, создавая удивительные пейзажи из местных и привезенных издалека растений, высаженных в отдельные сосуды, которые можно было перемещать при смене композиции. Часто приходилось сдерживать рост крупных деревьев, придавая им при этом сначала естественную, а потом и понравившуюся форму. Постепенно выращивание небольших и выразительных деревьев в изящной посуде становится самостоятельным направлением, получившим название «пан-сан».
В VI в. вместе со странствующими монахами пан-сан проникает в Японию и вскоре превращается в бонсаи. Примерный перевод этого слова — «культура выращивания растений на подносе». Однако суть этого явления гораздо глубже и шире — «художественно идеализированное натуральное дерево в миниатюре, выращенное на подносе или в неглубоком горшке, в плошке». Изменилось не только название. Именно в Японии бонсаи превращается в законченное и благородное искусство со строгими правилами и принципами. Выращенные растения, постоянно совершенствуясь, передаются из поколения в поколение, возраст многих бонсаи превышает столетие, и растения эти становятся не только семейной реликвией, но и национальным достоянием. Они имеют свои имена, их знает «в лицо» вся страна, они не могут быть вывезены за границу.
Уже к XVII в. это искусство стало вполне японским, так как было доведено до совершенства и поднято на невиданную высоту. Наиболее старые живущие бонсаи относятся именно к XVII в. — в частности, знаменитая сосна, принадлежавшая основателю сегуната Токугава Ияесу. В наше время японские искусствоведы даже не считают соответствующие китайские аналоги настоящими бонсаи.
Пик популярности бонсаи давно миновал (это было очень модно в 20-е гг. XX столетия), но миниатюрные деревья остаются важной и повсеместно признаваемой частью современной японской культуры, в отличие от многих других экзотических искусств, до сих пор почитаемых и известных в России, — скажем, нэцкэ, успешно забытое в Японии, имеет множество русских почитателей.
Особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, чтобы с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретало облик взрослого дерева.
Японские бонсаи отличаются рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией. Какая бы причудливая форма ни была придана деревцу, оно всегда похоже на реальное большое дерево, а отточенная выразительность художественного образа вызывает в воображении тот или иной пейзаж, окружающий его. Искусство бонсаи не получило столь массового распространения, как искусство икебаны. В отличие от последнего, для создания настоящего бонсаи требуется несколько десятилетий, если он выращивается из семени, и не меньше четырех-пяти лет, если основой служит карликовый саженец, выросший в суровых природных условиях, например в щели горной породы.
Взрослые бонсаи могут достигать 1 м в высоту, но встречаются и совсем крошки — 3 см. Самые распространенные, однако, как раз подходят к обычному цветочному горшку и размер имеют соответственный — 20— 40 см.
Вопреки бытующему в Европе заблуждению, бонсаи — не какая-нибудь особая порода, селекционеры над ними не работали. Генетически это вполне нормальные сосны, кедры, вишни и т. д., только «приученные» не расти. Для бонсаи используют как хвойные деревья (сосну, кедр, можжевельник), так и лиственные (клен, бук, сливу, сакуру, магнолию, японскую крабовую яблоню). Росточку подрезают веточки и нарождающиеся почки, прикручивают ствол и сучья к жесткому проволочному каркасу, ограничивают рост корней тесным горшком. В результате дерево «приучается» быть маленьким и принимает заданную форму. Уходит на это много времени, а для медленно растущих деревьев (кедр, клен) — несколько лет. Понятно, что самым популярным у новичков является «шустрый» можжевельник.
Термином «бонсаи» обозначают как конкретное растение, так и искусство выращивания таких растений, включая его эстетические и агрономические (технические) аспекты.
Основная ценность искусства бонсаи, в понимании японцев, — приобщение к вечности в процессе созерцания дерева и ухода за ним. Ведь так же созерцали и поливали бонсаи много предыдущих поколений, а оно с тех пор не изменилось.
Естественно, что хвойные бонсаи ценятся выше лиственных — ведь клены и дубы раздражающе напоминают о беге времени, когда в очередной раз сбрасывают листву. Причем плодовым деревьям оказывается большее предпочтение, нежели тем, что только цветут, а плодов не приносят.
Емкость, где растет карликовое деревце, должна формой, цветом и размером сочетаться с самим деревцем, подчеркивать его красоту и необычность и в то же время обладать собственной художественной значимостью. Это, как правило, керамические изделия, внешне весьма простые, но часто старинные и дорогостоящие. В настоящее время бонсаи приобрели еще один важный аспект: в сложных условиях городской жизни они являются связующим звеном между человеком и природой, общение с которой всегда имело большое значение для японцев.
Более близкое знакомство с бонсаи помогает понять некоторые существенные особенности японской культуры, национального мышления, воспитывает и развивает художественный вкус, наблюдательность, любовь к природе.
Бонсаи дал толчок к развитию еще одного направления миниатюрного художественного садоводства — сайкэй. Его основателем является Тосио Кавамото. Цель сайкэй — создание привлекательного миниатюрного пейзажа из живых растений, в котором нет ограничений, присущих бонсаи. Так, если для групповой посадки в бонсаи деревца должны быть обязательно одного вида, приблизительно одного размера и не моложе 10 лет, то для сайкэй могут быть использованы самые разные сеянцы в любом сочетании.
Также и «скалы» в сайкэй могут быть любого очертания, причем некоторые дефекты легко скрыть мхом или почвой. Таким образом, поиск «совершенного» камня здесь не является проблемой, как, например, бонсаи. В сайкэй, как правило, используются трехи четырехлетние растения, выращенные из семени. Когда деревца перерастают масштаб созданного пейзажа, их перемещают в другой пейзаж или пересаживают, для того чтобы культивировать уже как бонсаи. Сайкэй привлекателен и сам по себе, и как своего рода тренинг для мастеров бонсаи.
Искусство бонсаи перешагнуло границы Японии, им серьезно увлекаются люди в разных странах мира, в том числе и в России.
Существует огромное множество стилей бонсаи, и мы предлагаем вам описание наиболее распространенных.
Теккан — бонсаи классического стиля — одиночное дерево с мощным прямым стволом и равномерно направленными в разные стороны ветвями и корнями. Дерево символизирует несгибаемую жизненную силу и гордое одиночество.
Татики и моеги — свободный вертикальный стиль — тоже одиночное дерево, но ствол несколько раз слегка изогнут, хотя его вершина находится прямо над основанием.
Хокидати — метлообразный стиль — абсолютно правильный ствол, ветви направлены вверх и формируют метлообразную шапку, корни равномерно направлены в разные стороны. Символизирует спокойствие и постоянство.
Сякан — наклонный стиль — мощный прямой или почти прямой ствол наклонен. Основная часть ветвей и корней направлена в одну сторону. Символизирует сопротивление ветру.
Фукинагаси — то же самое, но все ветви и корни направлены в сторону наклона ствола. Символизирует дерево морского побережья, оказывающее постоянное сопротивление стихиям.
Кэнгай — каскад — ствол резко наклонен вниз, его вершина ниже основания ствола, ветви короткие, но очень толстые и густые. Символизирует пластичность дерева на обрыве.
Ханкэнгай — полукаскад — то же самое, но вершина ствола и его основание расположены на одном уровне.
Бундзинги — литературный стиль — тонкий ствол, часто изогнутый и наклоненный, несет несколько ветвей на вершине, ветви не толстые и не густые. Символизирует возвышенность и воздушность.
Нэагари — стиль дерева «на ходулях» — дерево стоит на корнях, как на ходулях. Символизирует крепкую связь с землей.
Сэкижежу — дерево на камне — длинные корни охватывают небольшой камень и уходят в землю. Символизирует живучесть и приспосабливаемость в любых условиях.
Иситцуки — дерево на скале — небольшое дерево растет в большом камне, корни не достигают земли. Символизирует неистребимость и вездесущность жизни.
Сокан — сдвоенный ствол — два дерева растут из одного корня, одно меньше другого, образуют общую крону, но ветви не пересекаются. Стволы прямые или слегка искривлены. Символизируют преемственность поколений и постоянство традиций.
Сожу — два дерева рядом — то же самое, но корни у каждого дерева свои, разница в размерах может быть меньше.
Кабудати — многоствольный стиль — то же, что и сякан, но стволов больше двух и обязательно нечетное количество.
Есэуэ — лесной стиль — то же, что и сожу, но рядом растущих деревьев больше двух, нечетное количество, деревья разной высоты. Деревья, расположенные сзади, гуще и посажены плотнее передних.
Икада — плотообразный стиль — нечетное количество деревьев вырастает из полузасыпанного лежащего ствола на разном расстоянии друг от друга. Символизирует жизнь упавшего в болото или песок дерева.
Размеры бонсаи варьируются от нескольких сантиметров до метра, в зависимости от вкусов его автора. Распространенное мнение, что для того, чтобы получить низкорослое растение, его нужно максимально угнетать, в корне ошибочно. Наоборот, чем комфортнее живется вашему питомцу, тем больше шансов на успех. Для замедления же роста в высоту применяются специальные приемы, стимулирующие рост в толщину.
Это материал собрала специально для сайта Япония
Я использовала литературу: от Алины Лебедевой, а фотографии брала с разных сайтов.
25.02.2007
Комментарии
Добавить комментарий
|