ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
   
   
 
 

Деревья для Японского сада

Бонсай, икебана и японский сад -> Растения для создания сада

Растительный мир Японских островов представляет собой довольно пеструю картину. Южную часть Японского архипелага занимают тропические леса, центральную — субтропики: на северном острове Хоккайдо господствуют смешанные леса и тайга. В горах выше 2000 м растут заросли кедрового стланика. Во многом это напоминает нашу таежную Сибирь и лесотундру. С той лишь разницей, что в тайге встречаются вкрапления бамбуковых рощ, а в лесотундре — рододендронов.

Философская основа японского сада как явления подразумевает естественность, подражание природе, доведенное до совершенства. Поэтому в разных климатических условиях севера и юга в парковой культуре используются те растения, которые произрастают именно в этой местности. На островах центральной Японии это пихта мами, сосна акамацу, тсуга, японская сосна. У древних средневековых храмов растут рощи реликтового дерева гингко, которому около 40 миллионов лет. Также распространены клен, маньчжурский ясень, дуб, каштан, вяз, липа, дзелква, ольха и даже береза. Чем южнее, тем чаще встречаются эндемичные растения, то есть произрастающие только на этих островах: японские кипарисы, криптомерии, туи, подокарпусы и другие. Все эти деревья используются при создании японского ландшафтного сада.

Искусство сада развивалось в Японии в разных формах. Ландшафтный сад, который возник еще в средневековом Китае, воспроизводит в миниатюре идеальный ландшафт с определенной, заложенной в нем философией. Мозаичность пейзажа, его почти полная непригодность к обработке, окультуриванию (около 85 % земли архипелага «выкинуты» из оборота земли горами, обрывами, камнями и реками), а с другой стороны, плотная заселенность архипелага способствовали изощренной миниатюризации этого вида паркового искусства, конечным итогом, своеобразной вершиной такого мироощущения стал бонсаи.

Роль дерева в этом искусстве невозможно переоценить. Именно ему надлежит создать то ощущение полноты и совершенства пейзажа, которое и является одной из главных целей японского сада. Крупный ландшафтный архитектор конца XX в. Макото Накамура пишет: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом». С помощью миниатюризации можно визуально создать огромный ландшафт в рамках небольшого сада. В то же время зритель, созерцатель должен как можно полнее воспринимать природную красоту этого уголка природы с помощью своих пяти чувств. В нем должны объединяться два, казалось бы, трудносовместимых качества: художественность и природная достоверность.

Человек, посетивший такой сад, должен не только поверить в то, что все открывшееся его взору так же максимально достоверно, как сама природа, он должен почувствовать в своем сердце, что это природа «в идеале». Такой он представляет ее в своем воображении. Эти прекрасные линии, печально склонившиеся ивы, шелест в верхушках сосен, красота изящных ветвей говорят ему, что в нашем мире возможно совершенство.

Растительный мир дает нам богатейшие возможности для творчества. За основу при планировке сада берутся растения, произрастающие в естественных условиях данной местности. К списку вышеперечисленных можно добавить ель, сибирский или ливанский кедр (в зависимости от климатического пояса), иву, вяз, орех, сливу, терн, алычу и вишню.

О саде, состоящем из плодовых деревьев, стоит сказать особо. Философия создателей японского сада не только не отвергает использование такого рода деревьев, но и приветствует их выращивание. Если красота приносит плоды, то она вдвойне совершенна. Естественность и полезность — качества, столь же сочетающиеся в таком саду, как живописность и глубокий символизм.

Национальный японский характер, удивляющий весь мир в наши дни, и в средние века отличался завидным упорством и тщательностью во всем. А ведь природа никогда не баловала жителей этих островов. Ежегодно здесь происходит около полутора тысяч землетрясений и проносится 10—15 тайфунов. Несмотря на эти трудные условия, японцам удается создавать на своей земле настоящие чудеса паркового искусства. «Земледелие — это не что иное, как дело Будды», — учит религия дзэн-буддизма.

Прежде чем начать высаживание растений и их формирование, необходимо тщательно и как можно более детально продумать план сада. Всякая композиция должна состоять из основы, кульминации, второстепенных и связующих частей. Поэтому первое, с чего следует начать, — это выбор кульминационного момента в растительной составляющей сада. Это может быть крупное живописное дерево или группа деревьев, которая призвана стать центром всей картины, при некоторой условности подобного определения, ведь гармония подразумевает равноценность всех частей, когда без потери для целого нельзя упустить ни одной детали. Для такой цели «лидера» вполне подойдет экземпляр японской сосны, ели или кедра.

Такое дерево можно купить уже выращенным до устраивающих вас размеров. Для этого нужно заказать понравившийся экземпляр фирме, занимающейся подобной деятельностью, и с помощью сложного оборудования по специально разработанной технологии выкопанное дерево перенесут на новое место. Другой путь предусматривает большее количество времени, но при этом крона дерева может быть сформирована с той тщательностью и изысканностью, какую только позволят фантазия и вкус садовода.

Один из самых благодарных вариантов — это сосна. Почти все ее виды прекрасно приживаются в наших климатических условиях. Даже при минимальной обрезке и вмешательстве в формирование дерева оно по свей природе не подведет владельца японского сада.

Для садов в японском стиле на территории России подойдут самые различные виды лиственных деревьев — от дубов и вязов до берез и осин, однако для того чтобы придать саду японский колорит, все-таки необходимо присутствие одного-двух деревьев хвойных пород, лиственниц, сосен или елей.

При соответствующем уходе и формировании кроны ель может придать саду вполне восточный колорит. Но при желании стилизовать свой сад под японский образец можно воспользоваться туей, несколько видов которой широко распространены как на Японском архипелаге, так и в Европе, или криптолярией, посадки из которых занимают довольно большие площади на островах. Своеобразным центром такой стилизации может стать реликтовое дерево гингко. Сеянцы этих деревьев можно выписать по каталогу соответствующих магазинов.

По мере продвижения к югу в сферу интересов создателей японских садов попадают каштаны, липы, ивы, различные виды кленов, а из плодовых деревьев — вишня, слива, груша, облепиха, грецкий орех, абрикос. В климатических условиях, приближенных к субтропикам, для выращивания можно использовать бук, гранат, мирт и дзелькву. Если рассмотреть сравнительно «внешние данные» этих деревьев, то одним из самых «японских» силуэтов обладает, безусловно, ива. Ее гибкие ветви, склоненные до самой земли, весь печальный облик словно сошли с японских пейзажей. Сколько раз и с какой любовью она описана поэтами Страны восходящего солнца! Пожалуй, наряду с силуэтом сосны и веткой сакуры она справедливо должна занять свое место в списке символов Японии. Но если сакура нам не так доступна, то наша «плакучая красавица» всегда рядом.

Для композиций вблизи водоемов можно порекомендовать такие быстрорастущие деревья, как вавилонская ива или маньчжурский орех. Они своими глубокими корнями будут подтягивать к этому месту воду и в большом количестве испарять ее, постоянно увлажняя воздух. Рядом с водоемами хорошо себя чувствуют и другие виды ивы, а также калина, черемуха и ольха.

Самые различные виды кленов, душистые липы, роскошные каштаны также достойны внимания при планировании японского сада. Неприхотливость этих деревьев, присущая каждому своя неповторимая красота, изящество линий сделают их украшением любого пейзажа. Плодовые деревья требуют несколько более тщательного ухода, но они вознаграждают все усилия сторицей в пору весеннего цветения.

Все перечисленные деревья разные по своим характеристикам, но, несмотря на это, их природная красота и своеобразие дают огромное поле для деятельности настоящего «архитектора» сада.

Пожалуй, задача садовода одновременно и похожа и не похожа на задачу строителя. С одной стороны, он планирует, конструирует, приступает к строительству, закладывает своеобразный фундамент своего творения. Но в его руках не бездушный камень, а живые существа. Их неизвестная и такая живая сущность не поддается прямолинейному влиянию. Кроме знаний и терпения, необходимо еще что-то, то, что не поддается точному определению. Любовь, преданность, чувство прекрасного? Что-то, что должно одухотворить этот мир растений.

Заботу о своих зеленых питомцах придется проявлять не только на словах. Крона деревьев «строится» с помощью специальной гибкой и прочной проволоки. Однако можно использовать и обычную алюминиевую или медную проволоку, сложность заключается в том, что проволоку нельзя перекручивать, если первоначальный вариант обмотки не устраивает. Формирование происходит также при помощи обрезки, которую необходимо проводить, по крайней мере, два раза в год.

Для композиций используются как крупные, так и совсем небольшие виды деревьев, которые целесообразно группировать из нескольких экземпляров. Это могут быть китайский можжевельник, тисс, цитрусовые и в достаточно теплых краях даже бамбук. Возможности современных фирменных магазинов позволят выписать эти экзотические растения без всяких ограничений.

Кроны деревьев вне зависимости от их размера желательно подвергать обрезке. Причем это требуется не для «окультуривания» сада, а с целью почти противоположной — изменить, «изогнуть» линии, рисунок композиции и сада в целом, для того чтобы сделать его наиболее интересным для взгляда. Несимметричность и живописность силуэта — вот наиболее характерная форма для японских традиций. Некоторая незащищенность, открытость всему миру этих композиций должна будить мысль, развивать чувства.

Красоты линий и свежести цвета, фактурности листвы можно добиться очень простым способом: обрезая не ветви, а нижние мелкие веточки и листья, близкие к основанию веток. На всем дереве остается только самая молодая и свежая зелень на концах новых побегов. Никакого вреда растению при этом не наносится, а эффект достигается весьма сильный, в растение как бы вдыхается новая жизнь. В конце лета оно может заиграть свежими и яркими красками.

Очень часто в японском саду устраивают стены, но не для того, чтобы физически отгородить его от внешнего мира. Нет, стена, в первую очередь, нужна для особого зрительного впечатления, как и все в подобных садах. На ее фоне, однородном или рельефном, рисунок композиции из деревьев должен смотреться особенно эффектно. Прием стены можно также использовать при необходимости скрыть не слишком интересный пейзаж или вид, который не подобает лицезреть посетителю философского сада.

Еще одним вариантом создания фона может стать хорошо продуманный и тщательно выложенный ковер из гальки или мелких камней. Старинный японский сад вообще не знал культуры газона, вместо него была плотно утрамбованная земля, покрытая мелкой галькой, иногда золотистым или белым песком, который украшался бороздками, иногда в виде сложных узоров. Для дорожек использовались плоские камни. Пожалуй, при создании ландшафтного сада такой искусственный фон не будет смотреться достаточно органично. Но при подходе к основной композиции необходимо как бы введение в восточную стилистику.

Безусловно, план сада должен быть очень точно «привязан» к местности, не столько повторяя ландшафт и поверхность земли, сколько делая ее разнообразнее. На небольшой, ограниченной территории необходимо создать сложный, многоярусный пейзаж. И поэтому не стоит увлекаться большими по размеру деревьями, минимализм и целесообразность должны стать лейтмотивом планировки.

Не проста и стилистическая задача. Ведь в большинстве случаев приходится использовать местные растения. Для того чтобы «замаскировать» их под восточные образцы, придется немало потрудиться. В этом случае интуиция и тонкий художественный вкус должны оказать неоценимую помощь в стилизации сада.

Но при зрелом размышлении может прийти и другое решение. Стоит ли вообще ставить себе как цель точное, буквальное воспроизведение японских образцов — быть может, прекрасных и совершенных, но не совсем укладывающихся в то, что предлагает нам реальная действительность? Как сказано у нашего великого классика: «Но на чужой манер хлеб русский не родится…». Безусловно, хрупкая красота японского сада привлекает нас своей органичностью и изяществом. Возможно, органичность — это и есть то главное, чего не хватает в нашей жизни. Не слепое, бездумное перенесение чужих принципов и традиций на нашу землю, а понимание основы, сущности этого явления. Не погоня за редкими экземплярами деревьев, а творческая мысль — вот чем должны руководствоваться создатели любого произведения искусства, в том числе и японского сада.


Это материал собрала специально для сайта Япония

Я использовала литературу: от Алины Лебедевой, а фотографии брала с разных сайтов.

25.02.2007

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:
 
 
 
   
 
  Ресурсы достойные вашего внимания:


  • Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

    Не много рекламы:

  •  
         
       
     
     
       
       
    Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
    Формат банера 88x31
    Формат банера 88x31
    Текстовая ссылка:

    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Япония - сообщество любителей японской культуры