ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
   
   
 
 

Восприятие Японского сада

Бонсай, икебана и японский сад -> Проект Японского сада

Как известно, прототипом японского сада является сад китайский, однако основные компоненты восприятия этих садов сильно различаются. Пожалуй, наиболее выделяющимся элементом сути японского сада является его миниатюрный ландшафт, в создании которого японцы достигли известного мастерства.

Конечно, со временем японский сад претерпевал изменения, но невзирая на это, основной его мотив был сохранен. Каждый элемент современного японского сада заключает в себе ту или иную традицию. Дизайн садов, как и современных жилых домов, в Японии сочетает традиции с совершенными технологиями. Национальные черты японского характера удачно взаимодействуют с мировыми достижениями цивилизации. Вот почему японские сады поражают воображение одновременно своим символизмом и благоустроенностью.

Красота и обособленность японского сада заключаются, прежде всего в двух элементах. Это миниатюризация и символизм. Сочетание этих составляющих и создает то впечатление, которое присуще японскому саду. В минимальных рамках запечатлеется весьма значительная картина, гигантский ландшафт, воспроизведение которого в натуральную величину было бы сопряжено с известными трудностями. Японский сад предполагает целостность восприятия, в котором должны быть задействованы все человеческие чувства, но желание рассмотреть сад с точки зрения логики и расчета не должно возникать при первом взгляде на него.

Японский сад создается на основе двух качеств, объединение которых достигается за счет известного мастерства. Художественное оформление необходимо проводить таким образом, чтобы оно было максимально правдивым, то есть соответствовало природной сути. Вычурность и помпезность отсутствуют в настоящем японском саду, который строится на основе символизма, составляющие которого развивались в Японии на протяжении столетий.

Все составляющие японского сада подчиняются тем правилам, по которым он создается. Можно поговорить конкретно о каждом элементе, однако при этом не стоит забывать о необходимости его естественного сочетания с остальными предметами, расположенными в японском саду.

Основными компонентами японского сада являются следующие элементы. Растения должны представлять собой миниатюрные копии взрослых деревьев, их выращивание является настоящим искусством, доведенным японскими мастерами до совершенства. То же самое можно сказать и об изготовлении предметов искусственного оформления японского сада, стилизованных под старину. Лампы, фонари, скамейки, скульптуры и даже обыкновенные каменные глыбы выглядят не просто старыми, а даже древними предметами, несмотря на то что на самом деле таковыми не являются. Причем каждый элемент, расположенный в японском саду, является его неотъемлемой частью и совершенно необходим для целостного восприятия композиции.

Несмотря на то что японские сады порой возводятся на площади, равной лишь нескольким квадратным метрам, они тем не менее включают в себя все необходимые элементы, такие как искусственный водоем, «старинные» камни, карликовые деревца, прочие растения и каменные дорожки.

Классические японские сады заключают в себе принадлежность какому-то основному элементу, и в соответствии с этим они и создаются. Так, различают японские сады камней, мхов, воды, молодой сосны. Если охарактеризовать суть этих садов в нескольких словах, то они создаются скорее не с целью эстетического любования, а для созерцания божественной бессмертной пустоты и приобретения в душе основных форм ее понятия — именно в этом заключается суть настоящего японского сада. У европейцев же несколько иное восприятие — они обращают внимание, прежде всего на внешнюю оболочку, поэтому создание японских садов им не всегда удается.

Создатели японских садов стараются выразить в своих творениях ту мысль, которая является наиболее ярким мотивом японской религии вообще. Синтоизм, как основной вид религии, учит тому, что божества являются неотъемлемой частью земного мира и находятся не вдалеке от человека, а сопровождают его постоянно. Точно так же, то есть непрерывно, происходит и взаимодействие с ними, которое является вполне доступным, однако это не снижает ни его действенности, ни божественности.

Не только синтоизм, но и буддизм находит отражение в философии японского сада. Смысл буддизма заключается в стремлении к просветлению и счастливому озарению, отрыве от печальной реальности. В качестве средства для достижения этого стремления могут выступать японские сады, в основном сады камней, которые дают возможность остаться наедине только со своими мыслями и чувствами и, отрешившись от действительности, достигнуть просветления.

Ярким примером такого японского сада, который дает возможность погрузиться в нирвану, является символический сад «карэ сансуй». Он представляет собой сухой пейзаж, однако в его изображении присутствуют и водоемы, правда, выполненные из камней и песка. Строгость в полной мере присуща этому философскому саду, созданному в тот период времени, когда в Японии парила пора кровопролитных междоусобных войн. Ясно, в таких условиях сад не мог создаваться с чисто эстетической целью, вот почему сегодня мы можем говорить о мудрости, заложенной в концепции этого сада.

Итак, чем же является японский сад для посвященного человека? Разумеется, эстетика этого творения садово-паркового искусства также воспринимается жителями Японии, однако прежде всего сад представляет собой священную территорию, где присутствует божество. Это свободная зона, пребывание в которой не требует от человека ни совершения каких-либо усилий, ни подобострастного поклонения или принесения значительных жертв. Единственной его задачей является созерцание и погружение в свои мысли, обращение взгляда внутрь себя. Разумеется, что камни в этом случае являются лишь средством достижения указанной цели. Пребывая в саду, созданном в качестве инструмента достижения нирваны, человек старается открыть свое сознание, в результате чего у него появляются различные видения, ведущие к пониманию новых истин.

Суть японских садов становится более ясной, если принять во внимание тот факт, что они часто создавались и создаются при монастырях. В качестве их создателей выступают монахи, они же являются и их владельцами. Отсутствие суеты, вычурности, простота и минимализм — все это создает особую атмосферу японского сада.

Главное искусство заключается в верной расстановке камней, в которой учитывается не только форма или цвет глыб, но и степень их соответствия общему образу самого сада. Из камней после долгого и тщательного подбора создают целые композиции. Японские мастера считают, что каждый камень несет образ, они стремятся увидеть его и в соответствии с этим выбрать верное расположение. Камни считаются одушевленными предметами, а при их выборе к каждому предъявляется множество требований соответствия.

Очень серьезно подходят мастера к тому, каким образом и в каком месте следует расположить камни, этот момент порой обдумывается длительное время. Кроме того, само создание сада камней требует немалого времени. И здесь дело даже не в трудоемкости работы, а в том, что достижение необходимого образа возможно только с течением времени, за которое глыба становится неотъемлемой частью сада, врастая в него и сживаясь с ним. По прошествии времени сад становится все более и более живым и одухотворенным.

Все остальные элементы японского сада должны находиться в соответствии прежде всего с камнями, а затем и друг с другом. Японский сад представляет собой единое целое, он неразделим. Он строится на основе неопределенности и относительности, но в то же время с соблюдением множества различных правил и условностей. Творческая свобода не вызывает сомнений, однако она соприкасается с рядом ограничений. Композиционная законченность выступает рядом с асимметричностью, отсутствием четкости и одинаковости. Между тем совершенно недопустима произвольность, наличие случайных деталей и линий, небрежность в любом ее проявлении. Построение выглядит красиво, но главное, что посвященному человеку открывается суть, заложенная в нем. Посредством переживаний человек старается постигнуть самого себя и окружающее его пространство.

Символическое значение имеет и водопад, создание которого требует особого мастерства. Он должен включать в себя острова, которые соединяются друг с другом и с берегом. Причем один остров должен быть расположен обособленно, не соединяясь с другими элементами. Тот факт, что его называют райским, говорит сам за себя. Между тем не только он является символом. Другие элементы водопада также имеют свое символическое значение, понятное посвященным людям, но являющееся закрытым для понимания всеми остальными. Вот почему создание японского сада является весьма сложным процессом, так как большинству людей удается лишь его имитация, от степени удачности которой зависит и отношение к созданному саду.

Подход к созданию японского сада очень серьезен, и это касается не только отдельных элементов. Все подчиняется определенным правилам, и даже сама свобода, как необходимость, тоже является своеобразным правилом. Каждое растение и каждый камень не могут быть расположены произвольно, они занимают конкретные места, которые четко определены. Гармония в сочетании и общем восприятии — основной принцип, которым руководствуются, создавая японский сад. Отсутствие симметрии и одинаковости также является важным требованием.

Что же касается японского стиля вообще, то он стал одним из основных направлений современного дизайнерского искусства, которое отличается легкостью, простотой, но в то же время является функциональным. В нем отсутствуют лишние детали, но каждый предмет доведен до совершенства и находится в единстве с остальными объектами.

Это материал собрала специально для сайта Япония

Я использовала литературу: от Алины Лебедевой, а фотографии брала с разных сайтов.

24.02.2007

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:
 
 
 
   
 
  Ресурсы достойные вашего внимания:


  • Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

    Не много рекламы:

  •  
         
       
     
     
       
       
    Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
    Формат банера 88x31
    Формат банера 88x31
    Текстовая ссылка:

    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Япония - сообщество любителей японской культуры