|
Парашютные обвязки и парашюты.
Япония в Великой Войне
->
Обмундирование
В период с 1939 по 1945 г. большая часть парашютов и парашютных обвязок для морской авиации Японии выпускалась фирмой Fujikиra Aircraft Industry Co. Ltd, предшественницей нынешней Fujikura Aviation Equipment Corporation. В период Второй мировой войны фабрика фирмы «Фудзикура», выпускавшая парашюты для морской авиации, располагалась в Эбара, Шинагава-ку, Токио — там, где сейчас располагается главный офис Fujikura Aviation Equipment Corporation. Имелись также фабрика в Одзи (Одзи, Кита-ку, Токио) и еще три, местонахождение которых точно не известно.
Еще одним производителем парашютов и обвязок была Mitsubishi Denki Co. Ltd, располагавшаяся в Мишуку, Сетагая-ку, Токио. Фабрика «Фудзикура», предназначенная для выпуска парашютов и обвязок армейской авиации, располагалась в Хондзу Фукагава, Кото-ку, Токио. В Нихонбаши (Чуто-ку, Токио) имелся также исследовательский центр для разработки парашютов.
После войны Fujikura Aircraft Industry Co. Ltd переименовали в Fuji Sangyo Co. Ltd. С 1945 по 1950 г. отделения по выпуску парашютов в фирме не существовало, она выпускала и продавала только гражданскую продукцию: цветные шелковые носки, стельки для обуви, синтетическую вязаную ткань и изоляцию для электрических кабелей.
С началом Корейской войны (1950 г. ) возникла необходимость в пополнении военных запасов и проведении ремонтных работ. Фирма стала выпускать на экспорт парашюты для осветительных бомб и взялась за ремонт американских парашютов G-8 и G-9. С 1952 по 1953 г. фирма занималась ремонтом больших американских парашютов, таких, какА-5 и G-12.
В 1954 г. фирма начала выпуск и продажу парашютов для Хоан-Тай (так сначала назывались японские Силы самообороны). С 1955 по 1959 г. компания выпускала и продавала парашюты для экипажей самолетов Сил самообороны.
В 1959 г. фирма сменила название на то, которое носит и поныне — Fujikura Koso Kabushiki Kaisha («Парашютная компания Фудзикура») и вновь стала размещаться в Эбара. 18 октября 1989 г. отдел компании по производству парашютов полностью отделился от Fujikura Kogyo Kabushiki-gaisha («Компания Фудзикура по производству резиновых изделий»), располагающейся в Готанада, Токио.
Темно-зеленые обвязки парашютов летного состава японской морской и армейской авиации изготовлялись из очень плотной ткани, сотканной из смеси шелковых и хлопковых нитей. В 1939 г. для армии непродолжительное время выпускались обвязки оранжевого цвета. По-видимому, они использовались только для учебных целей.
Обвязки, выпускавшиеся до 1940 г., снабжались вшивными никелированными пряжками из стали, центральным механизмом быстрого отсоединения и D-образными кольцами. Из-за использования в качестве материала стали, металлические элементы обвязок получались слишком тяжелыми, а при высокой влажности, характерной для региона, быстро ржавели.
После 1940 г. все металлические детали стали изготовлять из алюминия, который был значительно легче и не так поддавался коррозии. На большинстве металлических частей обвязки ставился штамп в виде якоря (флот) или звезды в круге (армия).
На сшитой в нижней части задне-внутренней (сидячей) поверхности обвязок всех типов имелась белая 75-с,м нашивка из хлопчатобумажной ткани, на которой иероглифами проставлялась техническая информация — тип парашютной обвязки, серийный номер, дата изготовления, фирма-изготовитель. Якорем или звездочкой в круге обозначали род войск. В переводе текст нашивки можно представить следующим образом:
Тип Специальный Тип 97 Парашют (Тип 2)
Изготовление. Номер 1591039 (Флотский якорь или армейская звезда)
Дата изготовления 16.3.5 (Сева 1941, март, 5-й день)
Наименование изготовителя FujikuraAircraft Industry Co.Ltd
Купола флотских парашютов, свернутых вместе с заканчивающимися крюками-карабинами стропами, туго упаковывались в брезентовые сумки. Флотские парашютные сумки были такого же темно-зеленого цвета, как и обвязки, а их края обшивались полосой ярко-оранжевой материи. Сумки армейских парашютов были тускло-оранжевыми с темно-зеленой обшивкой по краю.
На каждой парашютной сумке имелся накладной карман размером 4x9 см с краями, обшитыми оранжевой или зеленой тканью в зависимости от рода войск (армия или флот). В карман вкладывалась бумажная карточка, на которой проставлялись даты каждой упаковки парашюта и отмечаюсь, кем она проводилась. На наружной поверхности кармана имелась нашивка с надписью иероглифами, в переводе означавшими:
Все флотские парашюты снабжались большой (размером с чемодан) темно-зеленой брезентовой сумкой с двумя ручками, предназначавшейся для хранения. На одной ее стороне имелась белая нашивка размером 12, 5х12, 5 см с флотским якорем и той же информацией, что имелась на нашивке обвязки. Армейские сумки до конца 1942 г. были оранжевыми, а затем до конца войны выпускались из брезента бежевого или тускло-оливкового цвета. Их нашивка была такой же, как и у флотских сумок, за исключением армейской звездочки вместо якоря.
Летный персонал морской авиации использовал три типа парашютов с обвязками: Тип 97, Тип 89 (Модель 3) и Тип 0 (Модель 1).
Парашютисты-десантники флота применяли обвязки Тип 92. Эти парашюты будут рассмотрены далее, чтобы показать их отличия от снаряжения летчиков. Центральный механизм отсоединения у всех четырех типов обвязок был одного образца. Однако, как будет показано, у каждого типа обвязок была своя комбинация D-образных колец или соответствовавших им креплений.
Тип 97
Парашютная обвязка Тип 97 была наиболее распространенным вариантом периода Второй мировой войны — обычно ее обозначают как «обвязку пилота-истребителя». Обвязка соединялась со съемной парашютной сумкой-сиденьем; парашют выпускался вручную и раскрывался с задержкой в 2, 5 секунды. Тип 97 применялся большинством пилотов одноместных японских самолетов.
Обвязка парашюта Тип 97 имела следующие детали:
металлический центральный механизм быстрого отсоединения; передние левое и правое D-образные кольца, располагавшиеся на уровне нижнего края грудной клетки пилота, к которым могла прицепляться сумка-сиденье;
стеганую прокладку из зеленой хлопчатобумажной ткани, фиксировавшую сзади ремни обвязки;
квадратное кольцо из никелированного металла на верхней части левого ремня обвязки, в которое заправлялся вытяжной корд парашюта. Сложенный купол парашюта Тип 97 в полете использовался как подушка самолетного сиденья. До конца 1942 г. японские самолеты А6М2 Модель 21 Зеро оснащались алюминиевыми ковшеобразными сиденьями, в которые укладывался парашют в сумке. Для увеличения жесткости обращенной к телу летчика поверхности к сумке кнопками пристегивалась зеленая брезентовая подкладка, с одной стороны выложенная коричневой бархатистой тканью, а другой нашитая на плетеный соломенный мат типа традиционного японского татами.
Обвязка Тип 97 имела наибольшее распространение, ею пользовались пилоты-истребители как наземной, так и морской авиации на протяжении всей войны. Обвязка легко отстегивалась от парашютной сумки — достаточно было просто отстегнуть два крюка-карабина от D-образных колец, располагавшихся на уровне нижнего края грудной клетки. В результате пилот мог оставить упакованный парашют в ковше сиденья и без затруднений покинуть машину после приземления.
По воспоминаниям бывшего летчика морской авиации Сакаи Сабуро, в начале войны японский А6М Зеро настолько превосходил самолеты противника, что его пилоты стали излишне самоуверенными. Во время полета они перестали пристегивать карабины парашютной сумки к D-образным кольцам обвязок, полагая, что успеют сделать это в случае повреждения своей машины. В результате при получении тяжелого ранения или в случае паники при внезапном загорании истребителя летчики не могли отыскать крючья карабинов и кольца, чтобы соединить их. По словам Сакаи, это подтверждалось в тех случаях, когда наземные службы могли обследовать останки пилотов в сбитых самолетах: их крючья и карабины не были сцеплены.
Сакаи упомянул также, что во время долгого четырех-пятичасового полета летчики начинали испытывать неудобство от переполнения мочевого пузыря; особенно острым это чувство становилось после «собачьих драк» с истребителями противника. У некоторых пилотов гравитационные перегрузки во время полета, и особенно во время боя, приводили к непроизвольному мочеиспусканию — намокал не только летный костюм, но и уложенный в сиденье парашют. После возвращения пилота на базу наземному персоналу приходилось разворачивать парашюты, проветривать и вновь упаковывать их.
Это подтверждается и воспоминаниями бывшего пилота морской авиации Митсуды Масахиро: он рассказывал, что у неопытных пилотов при первых встречах с вражескими истребителями также были случаи непроизвольного мочеиспускания. По словам Митсуды, если при этом парашюты после посадки самолетов оставляли в сиденьях, они приходили в негодность, так как моча вызывала быстрое гниение парашютного шелка.
Тип 89 (Модель 3)
Обвязка с парашютом Тип 89, обычно обозначавшийся как «парашют экипажей или летчиков-наблюдателей», применялся экипажами многоместных самолетов морской авиации — таких, как торпедоносец Кейт (B5N) или средние бомбардировщики типа Бетти (G4M)1. Парашют Тип 89 также мог отстегиваться от обвязки. Полотнище туго паковалось в темно-зеленую сумку размером с портфель (примерно 40x30 см), с оранжевыми Автор приводит жаргонные (по женским именам) обозначения различных типов японских самолетов, которые американцы применяли едва ли не чаще, чем официальные названия воздушных машин. — Прим. пер. Накладки парашютной сумки соединялись с заканчивавшимися карабинами парашютными стропами.
Парашют выпускался вручную, раскрывался с задержкой в 3, 5 секунды. Основными характеристиками обвязки Тип 89 были следующие: металлический центральный механизм быстрого отсоединения; отсутствие D-образных колец; отсутствие стеганой прокладки;
• лямки обвязки пересекались на уровне верхней части спины и соединялись кольцом треугольной формы (не D-образным).
К треугольному кольцу присоединялся металлический трос длиной около 90 см. На его свободном конце имелся крюк-карабин, который пристегивался к парашютной сумке. Если летчик не нес парашюта, карабин троса перекидывался через левое плечо и укладывался в брезентовый подсумок с кожаной задней стенкой, располагавшийся на обвязке на уровне локтя или предплечья.
Тип 0 (Модель 1)
В конце 1942 г. в конструкцию японского А6М2 Зеро были внесены усовершенствования — в результате появился А6М5с, Модель 52с. Наиболее заметным изменением в кокпите стала замена прежнего чашеобразного сиденья на алюминиевое чашеобразное с небольшой спинкой. При этом отказались от применения прежней обвязки Тип 97 с ее парашютом-подушкой; была принята новая обвязка Тип 0. Комплект включат цельную обвязку с неотделяемой парашютной сумкой, размешенной в области ягодиц (эту сумку обычно называли «черепашьей»). Парашют Тип 0 раскрывался вручную с задержкой в 2, 5 секунды. Основные детали обвязки Тип 0:
• металлический центральный механизм быстрого отсоединения;
отсутствие D-образных колец;
зеленая или темно-коричневая стеганая прокладка из хлопчатобумажной ткани, фиксировавшая ремни обвязки;
вытяжной конец, выходящий из верхушки парашютной сумки и проходящий над левым плечом, зафиксированный к обвязке на уровне левого плеча;
рукоятка вытяжного кольца с большим металлическим кольцом D-образной формы, выкрашенным в красный цвет и уложенным в подсумок из брезента и кожи.
Парашютная сумка Тип 0 укладывалась в алюминиевую спинку чашеобразного сиденья — в полете сумка служила подушкой для поясницы. Хотя обвязка Тип 0 несколько больше стесняла пилота, чем Тип 97, новый вариант считался более надежным в случае экстренного покидания кабины самолета.
Тип 92 (десантный)
В наши дни часто ошибочно полагают, будто парашюты с обвязкой Тип 92 использовались экипажами самолетов. В действительности Тип 92 разрабатывался специально для парашютистов-десантников армии и флота, которые совершали прыжки из кабин транспортных самолетов. И армейские, и флотские обвязки Тип 92 были темно-зелеными, как и улетного персонала. Однако десантники флота использовали темно-зеленые брезентовые парашютные сумки с оранжевыми выпушками, а армейские парашютисты — оранжевые с зеленой отделкой. Обвязка Тип 92 спереди несла также запасной парашют.
Основные конструктивные особенности обвязки Тип 92 для парашютистов-десантников:
механизм быстрого отсоединения центральный, металлический;
передние левое и правое D-образные кольца расположены на уровне плеч; к ним на груди мог подвешиваться запасной парашют Модель 4;
стеганая прокладка отсутствует;
• лямки обвязки пересекаются в верхней части спины и соединяются D-образным кольцом (не треугольным, как у обвязки Тип 89);
вытяжной конец выходит из верхушки парашютной сумки, проходит над левым плечом и фиксируется к обвязке на уровне левого плеча;
рукоятка вытяжного кольца с большим (размером в кисть человека) красным металлическим кольцом D-образной формы, уложенным в подсумок из брезента и кожи.
Задняя (основная) парашютная сумка несъемная, присоединяется к заднему D-образному кольцу. В наши дни некоторые обвязки Тип 92 (как флотские, так и армейские) демонстрируют без задних парашютных сумок, что создает впечатление, будто обвязка принадлежит пилоту. Определить истинный тип и назначение обвязки помогут два передних D-об-разных кольца на уровне плеч и такое же кольцо сзади, расположенное в месте перекреста лямок в верхней части спины.
: для сайта Япония
Использовался материалы из книги: Униформа и снаряжение японской морской авиации. 1937-1945 гг.
Фотографии: Б. Юнгхазбенд
17.02.2007
Комментарии
Добавить комментарий
|
|