ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
         
         
 
 

Дзэн-буддизм

Ниндзя искусство тени -> Тень Ниндзя

"Дзэн" - японское слово, по-китайски оно звучит как "чань", а на санскрите - "дхьяна", т.е. "медитация". Дзэн - одна из школ буддизма, пришедшая в Японию из Китая, где она, видимо, и возникла в начале VI века нашей эры. Япония же впервые познакомилась с дзэн-буддизмом только в конце XII века. Наибольшее распространение здесь получили два направления: Риндзай-сю и Сото-сю. Основными принципами Дзэн являются:
1. Особое откровение без посредства священного писания, т.е. полная независимость от слов.
2. Прямой контакт с духовной сущностью человека.
3. Достижение понимания сокровенной природы человека и совершенства Будды.
Краткое описание Дзэн таково. Его последователи считают, что все изреченное становится ложным, ибо слово не в состоянии отразить истинную сущность вещей и явлений. Следовательно, передача информации должна происходить на ином уровне: либо в непосредственном общении учителя и ученика, либо с помощью парадоксов и иносказаний, раскрывающих ученику понимание того, что скрыто за словами. Для познания истинной сущности вещей и явлений необходимо обращаться за ответом к самому себе, нужно сосредотачиваться на "невыразимом", которое находится внутри нас, нужно забывать обо всех чувствах, мыслях, и переживать это "невыразимое". Таким образом, только при помощи сосредоточения, т.е. медитации можно постичь свою изначальную природу, которая и является "естеством" Будды, и достичь просветления. Медитация вообще является одним из основных способов дзэнской практики психической саморегуляции, это путь созерцания, ведущий к освобождению.
Легендарный буддийский патриарх Бодхидхарма в течение девяти лет занимался сидячей медитацией, молча созерцая стену каменной пещеры, в которой он обитал в одиночестве. Сторонники Дзэн считают, что после ряда лет медитации внезапно наступает озарение, вдруг начинает ощущаться истина, о чем предупреждает неожиданное событие, которое находится по ту сторону логики.
Другими элементами психотренинга дзэнской школы являются диалоги, дыхательные и гимнастические упражнения, физический труд, специальная диета, массаж и самомассаж, биоэнергетическая стимуляция и решение парадоксальных задач - коан. Учителя Дзэн утверждают, что истина постигается неожиданным прозрением, происходящим от алогичного ответа на вопрос. В ответе нет аллегории, он нацелен на то, чтобы внезапно разбудить интуицию. Один из основных догматов Дзэн - "все - в одном, одно во всем". Дзэн вообще не признает наличия в мире каких бы то ни было противоречий: даже между жизнью и смертью нет никакой разницы.
Эта краткая характеристика Дзэн понадобилась лишь для того, чтобы предварить серьезное обсуждение этой проблемы. Своеобразный дух Дзэн можно охарактеризовать как некую "прямизну". Пробуждение, освобождение представляется не чем-то далеким, сверхчеловеческим, постижимым лишь после многих и многих перерождений, полных терпеливых усилий. Нет, освобождение естественно, оно рядом, почти осязаемо, может произойти в любой миг. Если его и трудно достичь, то лишь потому, что уж очень просто. Дзэн указывает истину прямо и непосредственно, не отвлекаясь на игру в символы.
Дзэн учит, что вместо попыток очистить или опустошить сознание, нужно просто дать ему волю, поскольку ум - это не совсем то, чем необходимо овладеть. Дать волю уму это тоже, что дать волю потоку мыслей и ощущений, которые появляются и исчезают в уме.
 ачальные строки старинного дзэнского стихотворения гласят: Совершенный путь не труден,
Нужно лишь избегать выбора и отбора,
Стоит отказаться от приязни и неприязни,
И все станет ясно.
Различие толщиной в волосок -
И небеса отделяются от земли.
Если хочешь постичь голую истину,
Не заботься о добре и зле.
Борьба добра и зла -
Это бесполезное состояние разума.
Смысл этих строк вовсе не в сознательном безразличии ко всему, в отказе от всеобщего заблуждения, согласно которому хорошее и приятное может быть оторвано от дурного и неприятного. Дзэн является освобождением от этого трафарета, проповедью относительности, ибо достигнуть чего-то означает непременно что-то потерять: ведь чем большего ты достиг, тем сильнее желание достичь еще большего.
Жизнь в Дзэн начинается с разоблачения несуществующих целей, таких как преследование добра, оторванного от зла, удовлетворение "я", которое является всего лишь понятием, забота о "завтра", которое так и не наступает. Все это - призраки, а вовсе не реальность. Стремиться к ним - все равно, что пытаться пройти сквозь стену, на которой нарисована дверь. Дзэн начинается там, где не надо ни к чему стремиться и не надо ничего приобретать. Нет ничего более ошибочного, чем представлять себе Дзэн как некую систему самосовершенствования, как метод превращения в Будду. "Если человек стремится к будде, он теряет Будду. Тридцать лет, пока я изучал Дзэн, я видел горы как горы и воды как воды. Затем, когда я приблизился к пониманию, я научился видеть, что горы - это не горы, а воды - это не воды, но теперь, когда я постиг самую суть, я покоен. Просто я снова вижу, что горы - это горы, а воды - это воды." (Цзинь-юань).
Вся трудность Дзэна - в этом повороте от абстрактного к конкретному, от символического "я" к своей истинной природе. Пока мы лишь говорим об этом, пока мы осознаем представление о "символе" и "реальности" или повторяем: "Я" не есть мое собственное представление о себе", мы остаемся в плену чистейших абстракций. Дзэн выработал метод интуитивного "прямого указания" именно для того, чтобы ткнуть человека носом прямо в реальность. Изучая и практикуя Дзэн, не надо о нем думать. Попасть в ловушку слов и представлений о Дзэн - это, по словам древних учителей, значит "вонять Дзэном".
Более всего Дзэн, как и Дао, ценит естественность и спонтанность. Эти два качества придают необдуманным, непосредственным действиям искренность, делают эти действия единственно правильными, ибо человеческое сознание в этом случае не раздваивается, не создает никакой альтернативы действиям. Если сознание пытается быть одновременно самим собой и представлением о себе, неминуемо возникает иллюзия раздвоенности, ведь одна половина сознания оказывается всегда на страже - она следит за другой, осуждает ее или одобряет.
Хотя Дзэн и не приписывает действиям никакой опреде¬ленной направленности, так как не имеет ни целей, ни мотивов, он, не колеблясь, обращается к тому действию, которое в данном случае необходимо. Дзэн воспитывает сознание, которое действует без затора, без колебаний между альтернативами. В обучении Дзэн много места занимают упражнения, при выполнении которых ученик оказывается перед дилеммой, которую он должен решить, не застревая на обдумывании и "выборе".
Реакция ученика на ситуацию должна быть мгновенной - и следовать за вызовом, как звук за хлопком ладоней, как искра за ударом кремня. Ученик, не привыкший к такой реакции, сначала теряется, но потом, уверовав в свое спонтанное сознание, начинает реагировать легко и мгновенно, да и сами его ответы становятся на редкость меткими. Освобождение сознания приводит к тому, что мысли следуют друг за дружкой без задержки. Это нечто близкое психоаналитической технике "свободных ассоциаций", которая призвана удалять помехи, препятствующие свободному излиянию из подсознания.
Как говорил Банкей, происходит "вымывание крови кровью". Поэтому в Дзэн нет "я", нет Будды, за которого можно уцепиться, нет добра, которое можно приобрести, нет зла, которого нужно избегать, нет мыслей, которые нужно искоренять, и сознания, которое следует очищать, нет ни тела, которое погибнет, ни души, которая спасется.
Как уже говорилось выше, особое внимание Дзэн уделяет практике медитации. Медитация - это спонтанное безотчетное осознание всего, что происходит здесь и сейчас. Поза при медитации такова: человек сидит на твердо набитых подушках, скрестив ноги, причем носки его ног вывернуты и лежат на бедрах (так называемая "поза лотоса"). Руки опущены на колени - левая поверх правой, ладонями вверх, большие пальцы касаются друг друга, туловище выпрямлено, глаза открыты, взгляд направлен в пол перед собой, дыхание равномерное и замедленное: "Ты должен думать только о сегодняшнем дне и теперешнем часе и не заглядывать поминутно в завтра. Поскольку завтра неясно, неопределенно и с трудом поддается знанию, ты должен следовать по пути буддизма сегодня, пока ты жив. Ты должен забыть о хорошем и дурном в своей природе, о силе и слабости своих возможностей". Прошлое, настоящее и будущее не поддаются растяжению на бесконечные расстояния. Время целиком, как оно есть, находится в теле медитирующего. Прошлое существует в его памяти, будущее - в предвосхищениях, и оба они есть настоящее, ибо когда мир рассматривается прямо, без иллюзий, нет ни прошлого, ни будущего.
Одним из наиболее своеобразных методов Дзэн для обучения интуитивному познанию истины являются коаны (по-китайски - "гун-ань"). Это тексты, содержащие высказывания, вопросы, диалоги или относительно развернутые описания ситуаций общения, которые предлагаются ученикам в качестве объектов для размышления и созерцания с тем, чтобы вызвать у них просветление. Главная цель коан - радикальный переворот сознания ученика. Крупнейший учитель Дзэн Ха-куин придал обучению схематический характер, разделив его курс в школе Риндзай на шесть ступеней. Первыми пятью при этом являются группы коан, шестая ступень - правила монашеской жизни, а все обучение продолжается 30 лет.
Сначала ученика заставляют искать природу Будды в себе. На первой встрече наставник, принимая ученика, велит ему найти свое "изначальное лицо", то есть свою основную природу, какой она была до того, как отец и мать зачали его. Ученику велят прийти вновь, когда он обнаружит свою природу и привести доказательства своего открытия. Но учитель совершенно не собирается выслушивать длинные философские рассуждения, к которым рано или поздно обратится уче--Яик, учитель требует, чтобы ему "показали", ему нужен конкретный, предметный довод. И лишь когда ученик истощит свое воображение в поисках ответа и придет в полное заме¬шательство, только тогда можно будет сказать, что он всту¬пил на правильный путь, ибо он наконец понял, что ничего не знает.
Иногда обучение начиналось с коана Чао-гу "У". Ученику предлагается выяснить, почему Чао-Гу на вопрос, обладает ли собака природой Будды, отвечает:"У", то есть "нисколько". Учитель требует, чтобы ему показали это "нисколько". Иногда предлагается такой коан: "Каков звук хлопка одной ладони?" Можно ли услышать то, что не звучит? Может ли издавать звук предмет, которому не обо что хлопнуть? Можно ли добиться знания о своей собственной природе?
Такими способами ученик доводится до осознания своей собственной глупости. Он ничего не знает. Весь мир, в том числе и он сам, - громада чистого сомнения. Так проходит время, но однажды эта громада рассыпается. Проблемы "кто я?" и "что я?" оказываются абсурдом, поскольку сознание, стремящееся к познанию самого себя или "я", стремящееся к контролю над "я", разоблачено как абстракция, каковой всегда и была. А вместе с тем пропадает ощущение противостояния себя и всего мира.
Тогда учитель предлагает ученику коаны, требующие совершения невыполнимых действий или мыслительных операций:

Вытащи четыре района Токио из своего рукава.
Останови корабль в далеком океане.
Прекрати звон на дальней колокольне.
По улице идет девушка. Она старшая или младшая сестра? .

То, что является проблемой для мышления, не представляет затруднения для действия: носовой платок легко становится четырьмя районами Токио, а вопрос о положении девушки ученик решает, семеня по комнате подобно ей, ведь девушка просто "такая", а старшей или младшей она становится по отношению к другим. Дзэн всего лишь игра слов. Выбивая клин клином, он освобождает людей от той неразберихи, в которую они попадают из-за смешения слов и представлений с самой реальностью.
Нужно понять, что то, чем мы являемся в сущности своей, никогда не станет отчетливым объектом знания. Что бы мы ни познали, все это будут относительные аспекты чего-либо, столь же непостижимого, как, например, пространство. Пробуждение заключается не в знании о том, что такое реальность, а в том, чтобы узнать, чем реальность не является; оно - в прекращении отождествления себя с любым объектом знания.

 

03.12.2006

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
 
 
 
   
 
 
Лучшие ресурсы о Японии:
Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

  • Искусство, сайты художников, новости культуры и искусства

    Не много рекламы:


  •  
         
       
     
     
       
       
    Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
    Формат банера 88x31
    Формат банера 88x31
    Текстовая ссылка:

    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
    Япония - сообщество любителей японской культуры