ЯПОНСКАЯ ОСЕНЬ 2009Главная страница сайтаОбъявления о ЯпонииКонкурс статей о ЯпонииВы можете с нами связатьсяКнига жалоб и предложенийПолезные ресурсы для вас
 
 
 

Сэнгоку дзидай Япония - Юркин Вячеслав Викторович

Наши впечатления о Японии -> Исторические очерки пользователей

Япония, как и многие другие страны, прошла длительный путь борьбы за власть, политической нестабильности, феодальных усобиц, крестьянских восстаний. С начала VI в. борьба за власть шла среди знатных родов.

 Аристократия и двор неоднократно пытались восстановить свое политическое влияние. Крупная вооруженная попытка реставрации была предпринята в 1221 г. ("смута годов Дзёкю"   Дзёкю-но ран). К концу XIII в. обрели большую силу феодалы западных и юго-западных провинций. Этому способствовала угроза монгольского нашествия, для борьбы с которой они по лучили значительную помощь от бакуфу. Средства, затраченные на оборону юго-западных границ, которым угрожали мон голы, экономически усилили местных феодалов, а крупные военные силы, оказавшиеся в их распоряжении, увеличили их военное могущество. И, наоборот,  средства, потраченные бакуфу для организации обороны, подорвали его экономическую базу.

 Это способствовало возобновлению борьбы между феодалами юго-запада и востока. Первое время   с начала XIV в.   она выражалась в форме мятежей отдельных феодалов, по чему-либо недовольных правителями из дома Ходзё. Но посте пенно масштабы противоборства расширились. Его исход реши ло предательство одного из главных военачальников Ходзё   Асикага Такаудзи. В 1333 г. пал г. Камакура, последний оплот Ходзё был взят, перестал существовать и род Ходзё.

 В 1334 г. (1-м году Кэмму) произошла так называемая реставрация Кэмму (Кэмму тюко), предпринятая императором Годайго. Однако непосредственное пребывание императора власти оказалось недолгим. Годайго потерпел поражение от войск Асикага Такаудзи и вынужден был бежать из Киото на юг, в местность Ёсино, где основал свою ставку. После этого вплоть до 1392 г. в Японии одновременно существовали два императорских двора: северный в Киото и южный   в Ёсино (позднее   в Кавати); первый из них пользовался поддержкой Асикага. В 1338 г. Асикага Такаудзи стал сёгуном, положил таким образом начало второму сёгунату в истории Японии, просуществовавшему до 1576 г. Но и сёгуны из династии Асикага не смогли добиться мира и политической стабильности. С середины XV в. Японию раз дирали междоусобные войны, что привело к политической раздробленности и полному упадку центральной власти.

 К тому времени страна распалась на отдельные княжества, которые вели между собой вооруженную борьбу. Начало сэнгоку дзидай обычно относят к 1467 г., когда вспыхнула "смута годов Онин" (Онин-но ран; 1467-1477), а окончание связывают с 1568 г., когда войска Ода Нобунага заняли Киото.

 Две крупные феодальные группировки вступили в борьбу за власть: восточная (ее возглавил Хосокава Кацумото) и западная, во главе с Ямана Содзэн. Восточная армия насчитывала в своих рядах 161 тыс. чел., западная   116 тыс., и вся эта огромная масса вооруженных людей сконцентрировалась в Кио то, на улицах которого и развернулись военные действия. В 1473 г. обе армии лишились своих предводителей: в возрасте 63 лет умер Ямана, а за ним и Хосокава, ко торому исполнилось всего 43 года. Война продолжилась и после их смерти, но после того, как силы обеих сторон были основательно истощены, постепенно стала угасать, так и не выявив победителя.
К 1477 г. военные действия в столице и ее окрестностях фактически прекратились, но "смута годов Онин" нашла свое продолжение в длительном периоде междоусобных войн. Пери од смутного времени длился около 100 лет, и его суть нашла свое отражение в понятии "гэкокудзё"  "низы подавляют верхи".

Перемены в жизни Японии в ХV-ХVI вв.

 ХV-ХVI вв. были временем коренных изменений, которые за тронули все структуры японского общества   политическую, экономическую, культурную, социальную. Они проявились также и в бытовой культуре. Это был переходный период в японской истории, оказавший большое влияние на последующее развитие страны.

 Смутное время, где властвовало право сильного, отразилось на положении всех слоев общества. Протесты крестьян находили свое выражение в восстаниях (икки), а также в форме бегства, неуплаты налога и, в меньшей степени, в подаче петиций непосредственно сёгуну. Наместники сёгуна на местах, собирая налоги, частично присваивали их себе, что подрывало экономическую базу сёгунского правительства. В бедственном положении находился и императорский двор. Уже с XV в. повсеместно не собиралась установленная для императорского двора подать. Однако парадокс периода сэнгоку дзидай заключался в том, что политическая раздробленность, междоусобицы, нестабильность обстановки сопровождались экономическим ростом.

 Сэнгоку даймё; не только создавали боевые отряды для защиты своих владений, но и прикладывали много усилий для укрепления своей экономической базы, осуществляя для этого строгий контроль за хозяйственной деятельностью в своих владениях. Междоусобные войны заставляли их проявлять заботу о совершенствовании техники при строительстве замков. Появление новых плотницких инструментов привело к перевороту в строительном деле. Наиболее показательным в этом плане был переход от земляных укреплений вокруг замков к каменным. Начиная с периода сэнгоку дзидай и на протяжении XVI в. в Японии наблюдался настоящий строительный бум. Сэнгоку даймё строили не только замки и укрепления во круг них. Поскольку для получения стабильных урожаев риса необходимо было заботиться о системе орошения, рачительные даймё проводили осушение земель, совершенствовали систему орошения, обустраивали берега рек, строили плотины и дамбы.

На протяжении двух веков происходили значительные изменения в аграрной сфере. Среди крестьян шел процесс становления независимых мелких крестьянских хозяйств (дзиэй комин) и их территориальное, не по родственному признаку, объединение, иными словами, шел процесс становления дерев ни как административно-хозяйственной единицы. Укрепилось местное самоуправление, ведавшее орошением, использованием угодий, уплатой налога и другими вопросами, касавшимися хозяйственной деятельности деревни. Образование независимых мелких крестьянских хозяйств отразилось и в области семейно-брачных отношений.

 Одновременно менялись формы зависимости крестьян и ха рактер их труда. Значительно сократилась трудовая повинность (фуэки), налог стали уплачивать не только рисом, но и день гами, или заменять выполнением разного рода повинностей. У крестьян появилась возможность самим решать и планировать вопросы ведения хозяйства, что способствовало росту производительности труда. При этом учитывались климатические ус ловия, плодородие почвы, наличие воды.

 Прогресс в сельскохозяйственной технике, более широкое использование рабочего скота, улучшение ирригационной сис темы позволяли крестьянам сажать разные сорта риса   ран ние, средние, поздние. Интенсификация методов ведения хо зяйства привела к тому, что даже низшие слои крестьян стали получать два урожая риса и других злаковых культур в год.

  Распространение хлопководства имело большие последствия для экономического развития страны. Оно оказало большое влияние на развитие домашней деревенской промышленности в период Токугава. Производство ниток повлекло за со бой необходимость в красителях. Поэтому, начиная с XVI в., стали расширяться посевы индиго. Все это создавало благо приятную атмосферу для развития производства и товарного обмена и отделения ремесла от сельского хозяйства.

 В XV в. быстро развивалось рыболовство. Появился невод (дзибикиами), специальные сети для лова разных пород рыб   иваси, лакреда, тайy. Морскую рыбу стали солить, что позволяло возить ее на продажу на даль ние расстояния.

 Начиная с XIII в., основной производственной единицей в сёэн стали хозяйства глав больших патриархальных семей (мёсю). Так называли владельца именного надела (мёдэн), являв шегося единицей налогообложения. Мёсю платил ренту владельцу сёэн сам или через чиновников. Хотя средний размер хозяйств мёсю был небольшим, они использовали труд аренда торов и безземельных крестьян.

 В XIV в. началось разложение системы сёэн. Их владельцы теряли свои земли, которые переходили к новому феодальному сословию. Происходило размывание слоя мёсю и дзито, из их среды появлялись мелкие и средние феодалы, а из среды наместников провинций сюго, которые стояли выше дзито в административной иерархии, произошли владетельные феодалы-даймё. Для управления деревнями даймё назначали чиновников, как правило, из среды мёсю, главной обязанностью которых был сбор налогов, перепись земель и т. д.

 Интенсивное развитие получили горное дело и металлургия, которые были, в своем роде, традиционными занятиями. В XV-XVI вв. владение рудниками сделалось одним из предметов соперничества между феодалами   рудники приносили хорошие доходы. Так, право на владение знаменитыми серебряными рудниками в Омори с оружием в руках оспаривали четыре княжества: Оути, Осагавара, Амако и Мори. Победы добился даймё Оути, который уже в начале XV в. начал торговать с Китаем золотом, медью и серой20.

 Чтобы покрыть военные расходы, сэнгоку даймё прилагали много усилий для разработки золотых рудников. Такэда Сингэн из Каи начал разрабатывать золотые рудники в Курокава, а даймё Имагава  в Суруга. Разработка золотых, серебряных и медных рудников послужила предпосылкой для последующей чеканки монет.

 Прогресс в развитии различных производств привел к раз витию специализации районов. Появились местности или квар талы в городах, где искусные руки умельцев создавали подлин ные шедевры, идет ли речь о керамике или фарфоре, мечах или тканях. Эти изделия, как правило, носили название места, где они производились.

 В XV-XVI вв. появились ремесленники, которые продавали изделия своего труда, разъезжая по провинциям. В Киото, Сакаи, Камакура можно было обнаружить кустарей-одиночек (дзиэй сёкунин), много их было и в деревнях.

 Многие сэнгокудаймё собирали мастеров в своих владениях, освобождая их от зависимости от рёсю, в чьих владениях они раньше жили. Это была разумная политика: таким образом даймё создавали экономически благоприятную обстановку в своих владениях, не забывая при этом и о своей личной выгоде. Поскольку в условиях войны существовал большой спрос на оружие, среди мастеров было множество литейщиков, кузнецов, оружейников. С появлением в 1543 г. в Японии европейцев начался ввоз, а затем и производство огнестрельного оружия, что положило начало перевороту в военной технике.

 Отделение ремесла от сельского хозяйства способствовало развитию внутренней торговли. Появились многочисленные лавки в городах, вдоль оживленных дорог, развивалось речное сообщение, что способствовало налаживанию торговых связей между отдаленными провинциями. Велась и оживленная внешняя торговля: японские купцы плавали на о-в Тайвань, Филиппины и в страны Юго-Восточной Азии. В середине XVI в. завязалась торговля с европейцами.

 XVI век   это период расцвета городов, которые сделались центрами ремесел и торговли. В период сэнгоку дзидай особенно много городов возникло в районе Кинай и соседних с ним провинциях. Города были разного типа призамковые, портовые, прихрамовые, почтовые и др. Некоторые из них су мели добиться городского самоуправления.

 В XV-XVI вв. произошли важные изменения коснулись в повседневной жизни японцев. Можно сказать, что именно тогда были заложены основы японского образа жизни. Японцы и сегодня потребляют тофу, мисо и сёю. Способ изготовления этих продуктов был завезен буддийскими монахами из Китая в период Нара (710-784), но повседневной пищей людей они стали с XV в., когда посевы соевых бобов (дайдзу) и мелких красных бобов (айдзуки), служивших исходным сырьем для их изготовления, получили широкое распространение. Тогда же началось потребление сахара и масла (абура).

 Перемены коснулись и архитектурного стиля построек, как светских, так и храмовых. В XV-начале XVII вв. были по строены крупнейшие замки (в 1457 г.  в Эдо, в 1576 г.   в Адзути, в 1583 г.   в Осака и т. д.), превратившиеся в призамковые города (дзёкамати). В 1473 г. по повелению сегуна Асикага Ёсимаса в Киото был построен всемирно известный Гинкакудзи (Серебряный павильон), особенностью которого было сочетание храма и жилища в одном здании. Архитектурные особенности этого павильона положили начало стилю сёин (или сёиндзукури), получившему в дальнейшем широкое рас пространение. Изменился не только внешний вид построек, но и внутренняя планировка и интерьер   комнаты украшали уютные ниши, встроенные в стены полки-яшна и книжные полки. Все это было новшеством для японской архитектуры. Многие элементы интерьера современного японского дома уходят своими корнями в XV-XVI вв.

 В XV в. появились и сооружения особого назначения   чайные павильоны. Чайная церемония и многие другие виды искусства (например, театр Но), возникшие в эпоху Муромати (1338-1573), получили развитие в последующий период Мо-мояма (1573-1615)29.

 Итак, период XIV-XVI вв. был очень разноликим по своему содержанию. С одной стороны   политическая нестабильность, борьба за власть, рост могущества отдельных феодалов, которые были фактически независимы и вели самостоятельную внешнюю политику (например, князья юго-западных прибрежных районов имели самостоятельные сношения с Кореей и Ки таем). С другой стороны   прогресс в хозяйственной деятельности, изменения в социальной сфере и удивительное развитие культуры. Можно сказать, что этот период был своего рода переходной эпохой в качественно новому этапу в истории Японии, получившему название кинсэй.

 Образование единого государства в Японии.

 Центробежные тенденции, начало которых можно отнести к XII в., особенно усилились в XVI в. Хотя сёуны из дома Асикага формально считались верховными правителями, и в одном из районов Киото, в Муромати, существовало центральное правительство, но власть бакуфу фактически распространялась лишь на области, расположенные вокруг столицы. В масштабах страны правительство в Муромати имело значение лишь в той мере, в какой его поддерживали те или иные могущественные даймё. Со своей стороны, сёгуны пытались вмешиваться в борьбу могущественных домов, стремясь использовать распри между ними для усиления собственной власти.

 К 40-м годам XVI в. сэнгоку даймё владели значительными территориями, власть некоторых из них распространялась на несколько провинций. По мере того как росла их военная сила, усиливалась и борьба между ними за расширение владений. В эту борьбу включились мелкие и средние даймё, поскольку последним реально угрожала опасность поглощения со стороны сильных со седей. В ходе этой длительной междоусобной борьбы давно канул в забвение идеальный облик самурая, который должен был быть не только сильным и храбрым, но и чувствительным и милосердным. Война сокрушила все морально-этические нор мы, и ее участники не останавливались ни перед убийствами, ни перед предательством.

 В ходе междоусобных войн выдвинулись три фигуры, которых часто называют "объединителями Японии", хотя первый из них, Ода Нобунага, такой задачи в начале своего пути, судя по всему, не ставил. Но так или иначе, именно Ода Нобунага (1534-1582), Тоётоми Хидэёси (1536-1598) и Токугава Иэясу (1542-1616) предприняли целый ряд политико-административных, социальных и экономических начинаний и тем самым начали процесс создания централизованного государства, получивший затем свое завершение в эпоху Токугава.

 Ода Нобунага начал процесс объединения, сосредоточив в своих руках половину территории о. Хонсю и свергнув последнего последнего сёгуна из династии Асикага. Он начал также упорядочение денежной системы и системы мер, покровительствовал развитию торговли, однако поставил под свой контроль все города, кроме Сакаи. Его кончина была трагичной: окруженный врагами, он покончил с собой. Но его верный помощник Тоётоми Хидэёси продолжил дело своего патрона. Он объединил почти всю Японию, присоединив к своим владениям наиболее плодородные районы и портовые города, а на остальных землях оставил подчинённых ему князей.

За 16 лет правления Хидэёси были заложены основы системы, просуществовавшей затем в основных чертах 300 лет. Его реформы можно рассматривать как попытку возврата к порядкам восточной деспотии.

 Была произведена всеобщая перепись жителей (кэнти), как имеющих землю, так и безземельных, и кадастр земель. Податные земли были "приписаны" к своим участкам, т.е. фактически прикреплены к земле. Купля-продажа земли была запрещена, можно было лишь закладывать землю с обязательной регистрацией в налоговых конторах. Автономные сельские общины были разрушены, вместо них вводились пятидворки, десятидворки, связанные круговой порукой по уплате налога. Произвели массовое разоружение сельского населения. Хидэёси ввел единый налог (кокудака), исчислявшийся в рисе. Он был первоначально очень высок: исчислялся исходя из 2/3 урожая. Однако его остатки были закреплены, так что со временем тяжесть земельного налога убывала. Уравнение размеров землепользования не производилось. Запрещалось лишь дробить владения при наследовании на участке не менее 1 тё (ок. 1 га).

 

 Японское общество.

 Экономической основой японского общества периода Токугава была монополия крупных феодалов на землю. Номинально собственником земли и главой государства считался император, но реальной властью он не обладал, находясь в полной зависимости от сегуна.

 Население в токугавской Японии делилось на четы ре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники, купцы (си, но, ко, сё), причем переход из одного в другое формально был запрещен. Военной опорой токугавского ре жима и высшим господствующим считалось военно-дворянское сословие   самураи, вассалы феодальных князей (даймё). В XVII в. они составляли десятую часть населения страны (около 3 млн.) и жили за счет жалованья, получаемого от своих сюзеренов в виде рисового пайка. К началу XVII в. некоторые из самураев владели не большими участками земли с прикрепленными к ним крестьянами, но в 1653 г. сёгун издал указ о том, чтобы даймё перевели всех своих вассалов на жалованье, ото брав у них землю. Лишившиеся земли самураи обычно селились в городах. Отделение от земли привело к потере амурайством экономического базиса; их благополучие стало зависеть от благополучия сюзеренов, что в дальнейшем имело большие социальные последствия. Политика самоизоляции, проводившаяся сёгунами Токугава, прекращение внешней экспансии2 и междоусобных войн сокращали возможности использования самураев в их традиционном виде деятельности   военном деле. Как правило, самураи поступали на государственную службу или же занимались науками. И хотя далеко не все представители высшего сословия могли найти себе применение на этих поприщах, в конце концов административный аппарат непомерно разросся, а профессия конфуцианского ученого получила в стране слишком большое распространение.

 

© Юркин Вячеслав Викторович -

22.11.2006

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Для отправки комментария введите число, изображенное на картинке

Сайт Cult Line участник Topsites Japan проголосуйте за нас

 
 
 



История Японии и ее эпохи

О Японии || История Японии и ее эпохи

    22.10.2005 00:04:46
    Доисторическая Япония как она есть ( просмотров - 5258 )
    Японцы всегда интересовались собственными древностями. Подтверждением этому может служить обилие исторических сочинений, появлявшихся в Японии по крайней мере с VIII в. Этот интерес достаточно рано проявился и по отношению к артефактам, представлявших собой предмет коллекционирования.
    22.10.2005 11:42:29
    Яёй - Бронзово-железный век Японии ( просмотров - 1918 )
    В 1884 г. в районе Токио под названием Яёй-мати был найден сосуд, который позже был идентифицирован, как принадлежащий эпохе, пришедшей на смену Дзёмон. Приблизительно с 1896 г. понятие «керамика типа Яёй» прочно вошло в научный оборот.

    Архив "О Японии"


   

Искусство Японии, литература и религии Востока на СД:

Электронное издательство DirectMedia Publishing


 
 
 
 
Интересные ресурсы о странах и искусстве:



Если вы владелец сайта Японской тематики, то ваш ресурс может быть в разряде рекомендованных, если заинтересовало пишите.

Лучший сайт о Японии

Показать результаты голосования


 
   
 
 
 
 
   
Друзья если вам понравился наш сайт, и вы хотите принять участие в его развитию то вот несколько наших банеров, для установки на ваши сайты. Мы будем благодарны каждому... Если вы хотите известить нас о том, что приняли участие в развитие сайта, то можете это сделать через форму обратной связи.
Формат банера 88x31
Формат банера 88x31
Текстовая ссылка:

Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
Интересный сайт о Японии, сообщество любителей японской культуры.
Япония - сообщество любителей японской культуры